ДЕТСКИЙ МАССАЖ И ГИМНАСТИКА

 Детский массаж и гимнастика



Общие принципы массажа. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Детский массаж - 1

Массаж и гимнастика в течение первого года жизни ребенка являются важным моментом его физического развития. И здесь, наверное, следует сделать «важное открытие»: Человек - существо целое! И нет в нем ни органа, ни клеточки, которые работали бы сами по себе, не взаимодействуя между собой. Поэтому, развивая ребенка физически, тем самым вы воздействуете на его нервную систему и способствуете развитию психическому. В медицине так это и называется - психо-моторное развитие. Так развивая ребенкину ладошку, его пальчики (мелкую моторику) вы даете мощный стимул к развитию головного мозга.
Все способности (думать, обучаться, работать, участвовать в страусиных бегах и т.д.), все то множество отличительных черт, которыми обладает каждый из нас, базируется только на двух вещах – наследственности и особенностях окружающей среды.
Наследственность – это тот параметр, на который медицина только пока предпринимает попытки влиять, он, к сожалению, практически не зависит от наших стараний, как говорится, «что Бог дал». А вот окружающая среда – это тот фактор, который может изменяться от наших желаний и дел.
И то, как мы организуем «быт» ребенка, какую обстановку создадим вокруг него, впоследствии позволит или нет развиться определенным природным задаткам.
Наверное, это звучит избито, и все же – на тот фундамент, который будет заложен в детстве, особенно на первом году, и будет опираться такое большое здание, как «Человек».
Наверное, пора перейти от «высоких слов» к делу. Начнем с того, что в деле физического развития ребенка первого года жизни ­ минимум две составляющих: массаж и гимнастика.
А нужен ли вообще ребенку массаж?
Давайте «пойдем с головы».
Массаж улучшает функциональное состояние нервной системы, например, при повышенном внутричерепном давлении применяются приемы, направленные на его «выравнивание».
Массаж и гимнастика способствуют развитию головного мозга, а это позволяет лучше осваивать новые навыки (переворачиваться, садиться, ползать, лепетать и т.д.).  
Массаж помогает нормализовать тонус мышц, подготовить их к нагрузке, что, в свою очередь, позволяет не просто раньше осваивать те или иные двигательные навыки, но, прежде всего, делать это правильно, что в конечном итоге помогает сформировать правильную осанку, правильную установку стоп и т.д.
Специальные массажные приемы и упражнения для дыхательной системы, развивают мышцы, принимающие участие в акте дыхания, легкие, сердце, что способствует лучшему насыщению крови кислородом, влияют на газообмен в органах и тканях. Массаж влияет и на пищеварительную систему: адекватная физическая нагрузка для малыша способствует улучшению его аппетита, а специальные массажные приемы помогают отхождению «газиков» и дефекации при запорах и вздутии живота (метеоризме).   

Как проводится массаж?                
Массаж проводится как здоровым детям, так и детям с определенными проблемами.
Здоровым деткам на первом году жизни рекомендуется выполнять 5 комплексов массажа и гимнастики. Каждый комплекс имеет свои цели и задачи, свои особенности проведения.
Первый комплекс проводится в возрасте от 0 до 3-х месяцев.
Вопрос времени начала первого комплекса массажа остается открытым. По канонам классического массажа первый комплекс начинают в возрасте одного месяца. Однако, существует мнение, что начинать курс, при отсутствии противопоказаний, можно и раньше, практически с первых дней жизни.
На мой взгляд, все-таки, в первые недели жизни ребеночка, (особенно, если малыш-первенец в семье) идет период адаптации новорожденного к окружающему миру, взаимная «притирка» родителей и ребенка. В этот период необходимо, прежде всего, наладить кормление, «пупочек», «работу кишечника», купание, режим. Одним словом задач масса, не говоря уже о переживаниях. Поэтому, по моему мнению, лучшими для ребенка в течение первого месяца будут нежные поглаживания мамы.
Основной целью первого комплекса массажа является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, «релаксирование» нервной системы, улучшение работы внутренних органов (прежде всего желудочно-кишечного тракта) и уравновешивание общего эмоционального фона.
Второй комплекс массажа и гимнастики для здорового ребенка проводится в возрасте 3-4х месяцев.
Основной моторный навык в этот период жизни - это опора на верхние конечности. Поэтому помимо продолжающейся из первого комплекса работы с тонусом и «балансом» нервной системы, применяются методики, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса, развитие «опорности». Начиная со второго комплекса, в каждом комплексе проводится активная работа с тонусом мышц, подготовкой их к каждому новому навыку.  
Третий комплекс массажа и гимнастики выполняется, когда малышу исполняется 4-6 месяцев.
Проводятся специальные упражнения для подготовки мышц брюшного пресса и др. для сидения. Эти упражнения называются «присаживающими», но, Боже упаси, они не имеют ничего общего с усаживанием ребенка в подушки раньше срока. Из особенностей данного комплекса нужно отметить появление упражнений на стимуляцию вестибулярного аппарата, который, впоследствии, будет играть немаловажную роль в процессе вертикализации тела.
6-9 месяцев – время начала четвертого комплекса массажа.
В данный период времени идет один из важнейших этапов в жизни человека – ползание. Ползание помогает в развитии фокусного зрения, соединения правого и левого полушарий головного мозга (чтоб думать потом всей головой ). И, как выясняется, ползать тоже нужно правильно – диагонально, когда в движении работают противоположные колено-локоть. Таким образом, одна из основных задач данного комплекса – подготовка мышц к правильному ползанию, упражнения на развитие вертикализации, координации.
И последний комплекс, проводящийся на первом году жизни – в 9-12 месяцев.
Так как это период освоения ходьбы, то именно на укрепление соответствующих мышц (мышцы спины, живота, ягодиц, ног), суставов, стопы и делается акцент при проведении массажа. Также большое внимание рекомендуется уделять развитию мелкой моторики, как в процессе массажа, так и в процессе игры с малышом.
Так, пожалуй, выглядит описание идеального набора циклов массажа, проводящихся, на первом году для здорового ребенка.
Естественно, что каждый комплекс массажа может видоизменяться в зависимости от особенностей малыша, его готовности выполнить то или иное упражнение, готовности к освоению того или иного навыка.
Массаж проводится не только здоровым детям, но и детям с наличием определенных проблем. Причем проблемы эти могут быть самыми разнообразными. Это запоры, пупочная грыжа, различные варианты деформации конечностей, патология тазобдренных суставов, а у деток постарше - нарушение осанки, плоскостопие, вегетососудистая дистония. Однако, данное положение совсем не означает, что к массажу нет противопоказаний вовсе. 

 Противопоказания к массажу и необходимые условия его проведения  Противопоказания к массажу делятся на постоянные и временные.
К постоянным противопоказаниям относятся злокачественные новообразования (здесь «вопрос тонкий» и существуют свои особенности, на которых не буду подробно останавливаться), психические заболевания со значительным изменением психики, тяжелые почечная, печеночная, сердечная, дыхательная недостаточности.          
Временные противопоказания: любые острые инфекционные заболевания, острые боли в животе, кровотечения (в т.ч. носовые), тошнота и тем более рвота, острая стадия любого заболевания, повышение температуры выше 37,5 градусов, аллергические высыпания.
Существуют также требования к помещению, где проводится массаж. Массаж детям должен проводиться в светлом, хорошо проветренном помещении, при комфортной температуре в диапазоне 22-26 градусов. Для того, чтобы от массажа был максимальный эффект очень важно поддерживать хорошее настроение малыша. Массаж лучше не проводить непосредственно перед и после еды, а также перед и сразу после сна. Если ребенок во время массажа хочет пить можно дать ему немного воды или разбавленного яблочного компотика, сока.  
Немаловажную роль играет грамотность специалиста, адекватность выполняемого комплекса, его любовь детям, идеальным, конечно, является достижение гармонии в системе врач-пациент.



Массаж для малышей, который мама может делать сама


Прикосновения – пожалуй, самый древний способ общения человека с себе подобным.
В этой статье пойдет речь о том, какие приемы массажа, не требующие специальной подготовки, мама может самостоятельно проводить своему ребенку. Естественно, это не заменит профессиональный курс массажа, тем более, если требуется не просто оздоровительный массаж, а лечебный, когда применяется та или иная методика.
Тем не менее невозможно переоценить значимость для гармоничного развития ребенка ласковых прикосновений матери.
Однако, для того что бы принести пользу, не навредить малышу, лучше, все же ознакомится с некоторыми правилами – основами проведения массажа.
Для начала необходимо обсудить некоторые особенности проведения массажа у маленьких детей. Данные особенности обусловлены, прежде всего, анатомо-физиологическими особенности маленького организма (спецификой расположения некоторых внутренних органов, особенностями теплообмена, функциональной незрелостью). 

Помимо общих противопоказаний у детей существуют противопоказания «по частям тела»:
У детей младшего возраста не массируется область печени. Печень у деток данного возраста в норме может выступать за край реберной дуги
Помимо области печени, не массируются внутренняя поверхность бедра (т.к. данная область очень чувствительная, там проходят большое количество нервных окончаний), передняя поверхность голени (в этом месте очень мало мышечной ткани, и надкостница прикрывается практически только кожей и небольшим количеством подкожно-жировой клетчатки). У детей, естественно не массируются половые органы, соски.
Основа любого массажа, в том числе «материнского» - поглаживания. Этим приемом начинают и заканчивают массаж, а также используют между другими массажными приемами. Легкое поглаживание успокаивает малыша, благотворно влияет на нервную систему.
У детей до года массаж рекомендуют начинать с ножек, для начала можно нежно, но достаточно интенсивно погладить стопочки: подошву, зону ахиллова сухожилия, пальчики и межпальцевые промежутки.
Особое внимание следует уделить подушечкам пальцев, т.к. они относятся к проекционным зонам мозга.
Затем, обхватывающими движениями погладить всю ножку (избегая области передней поверхности голени и внутренней поверхности бедра см. выше).
Ручки массируются аналогично нижним конечностям.
Особое внимание уделяется ладоням, пальчикам (это способствует развитию головного мозга).
Поглаживание животика всегда проводится по ходу кишечника – по часовой стрелке, все круговые движение выполняются по направлению к белой линии живота – это продольная срединная линия. И как было сказано выше, следует избегать области печени.
Область груди можно нежно погладить подушечками пальцев, основное направление движений по межреберным промежуткам к подмышечным лимфоузлам.
Спинку в первые три месяца жизни поглаживают нисходящими движениями от головы к крестцу. Непосредственно зону позвоночника не массируют. У детей младшего возраста проведение по остистым отросткам позвонков весьма болезненно.
Как ни странно, массаж лица полезен не только дамам для улучшения цвета лица, но и грудничкам. Поглаживание щечек, подбородочка готовит мышцы сначала к гулению, а затем уже и к речи. Подушечками пальцев нежно поглаживают по направлению от центра лица (лба, носа, подбородка) к периферии, височным областям.
Несколько слов об условиях, в которых должен проводиться массаж малышам.
Комната, в которой Вы занимаетесь с ребенком, должна быть предварительно проветрена, но без сквозняков. Желательно поддерживать комфортную температуру 22 – 26 градусов. В летнее время выполнять массаж лучше в прохладные часы. Можно использовать одну – две игрушки, интересные ребенку, но их не должно быть слишком много. Очень важно, что бы массаж приносил ребенку радость. Желательно, заниматься приблизительно в одно и тоже время, когда у деточки (и у вас) хорошее настроение, между кормлениями и сном. Не проводите массаж, если малышу нездоровится (режутся зубки и пр.). Если ребенок хочет пить, то во время занятий можно дать малышу немного водички или другого питья по возрасту (разбавленный сок, компот).
Детям младшего возраста трудно продолжительное время лежать смирно в одном и том же положении, поэтому рекомендуется их (положения) менять достаточно часто.
У новорожденных и тем более недоношенных деток теплообмен не столь совершенен, поэтому проводя массаж ручек, ножек лучше прикрывать пеленочкой тельце. (см. ссылка противопоказания).  
Спокойное поведение во время массажа, гуление, розовая кожица, теплые ручки, ножки – показатели того, что ребенку занятие нравится. После хорошо проведенного массажа (с нагрузкой по возрасту) малыш крепко спит.
Основным, конечно, должны оставаться любовь к ребенку, желание просто погладить его.
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом


Два гимнастаВ данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома.
Естественно, это не заменит профессиональный курс массажа и гимнастики. Но, при отсутствии возможности организовать ребенку специализированный массаж, надеемся, данный набор упражнений пригодится. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа. Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрит педиатр (и еще лучше в дополнение – невролог) и подтвердит отсутствие противопоказаний к «физическим занятиям».
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки  для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те и другие виды упражнений.
Однако, у детей младшего возраста существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличиебезусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов. Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (раздражение стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений. Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза, не больше.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в ст. Общие принципы массажа. Массаж и гимнастика
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактике респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
Заканчивая массаж ножек и стопочек можно выполнить упражнение, основанное на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев - ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется  большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить место, куда он это движение сделает, что бы малыш не ударился головой.
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого подмышками ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд  и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
 Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей  3-4 месяцев
Для того, что бы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх в низ, круговые движения ручками.
Упражнение «бокс»
И.п. на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
 Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть подспущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разным манером: на спинке, на животике, по очереди  на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей  4-6 месяцев  
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяeтся спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
В положении на мяче на спинке можно покачивать ребеночка с некоторым присаживанием при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей  6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются следующие:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют «дотягивание» за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени возможно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, в последствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей  9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче можно и попрыгать не нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
Массаж грудиВ заключении, хотелось бы отметить, что ребенок – существо хотя и крепкое, но все же довольно нежное, поэтому, как говорится все хорошо в меру, не стоит усердствовать чересчур с продолжительностью занятий, количеством повторений тех или иных упражнений. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальный время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения.  Помните, что, прежде всего, малышу нужна Ваша любовь и забота. 
Есть замечательная поговорка, которая, лично мне очень импонирует: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с  физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой.

Аквагимнастика
Если Ваши бытовые возможности позволяют (есть ванна и, что не мало важно, горячая вода), то завершить занятия массажем и гимнастикой с грудничком можно комплексом упражнений аквагимнастики. Аквагмнастику можно проводить и как самостоятельный вид занятий.
 Аквагимнастика – относительно новый способ физического развития детей.
Здесь мы постараемся привести тот комплекс упражнений, который родители могут выполнять дома сами. Конечно, он будет отличаться от того, чем занимается профессиональный инструктор, при проведении занятий c детьми в воде.
Упражнения с малышом в воде проводятся в большой ванне, которую предварительно необходимо почистить. Для этих целей лучше использовать пищевую соду, а не хлорсодержащие чистящие средства, т.к. входящий в их состав хлор не смывается полностью после споласкивания.
Температура воды, воздуха в помещении должна быть достаточно комфортная, т.к. аквагимнастика хотя и перекликается с закаливанием, но не является им.
Изначально температура воды должна составлять 30-36 градусов, постепенно (каждую неделю) ее понижают на 0,5 градусов. Минимально температуру воды можно опустить до 28 градусов до закаливающей ванной. Температура воздуха в ванной комнате составляет примерно 22 градуса, дверь оставляют открытой.
В воду не добавляют никаких добавок (марганцовку, эфирные масла, отвары из трав, соль), т.к. ванны с этими добавками являются лечебными, когда рассчитываются объем компонентов и предполагается, что «пациент» лежит без движения. Аквагимнастика – это комплекс активных упражнений, с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
Во время занятий в воде ушки малыша совершенно спокойно можно погружать в воду, после упражнений их просушивают мягкой ватной турундой (не ватной палочкой!).
Для чего же нужна аквагимнастика?
Во время упражнений в воде усиливается газообмен, насыщение крови кислородом, укрепляются мышцы, суставы, стимулируется работа желудочно-кишечного тракта, органов дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Конечно, происходит определенное влияние и на нервную систему.
Время проведения занятий в воде с малышами младше 4-х месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5-ти минут, для деток постарше – до 10 минут.
В качестве самостоятельного вида занятий аквагмнастика проводится в течение 15-20 минут.
В принципе, упражнения достаточно просты.
Плавание на спине               
При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
Плавание на животе
До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении «на животе» поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
Плавание на боку
Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым подмышки.
Главное в занятиях аквагимнастикой не боятся самому, и не пугать ребенка, крепко его удерживать, и, конечно, чтобы упражнения приносили лишь положительные эмоции всем участникам.