ИДЁМ В ШКОЛУ

Что должен знать и уметь первоклассник.

Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, у разных преподавателей значительно рознятся. Но все же существует определенный минимум требований к знаниям будущего первоклассника.
Что должен знать первоклассник:
Что должен знать первоклассник
  • четко знать основные цвета и оттенки;
  • знать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, шестиугольник;
  • различать где “лево”, а где ”право”;
  • делать задания по заданному образцу;
  • считать от 1 до 20 и в обратном порядке;
  • знать алфавит и различать гласные и согласные буквы;
  • понимать, где на листе “центр”, “правый верхний угол”, “левый верхний угол”, “правый нижний угол” и “левый нижний угол”;
  • знать дни недели, а так же “рабочие” и “выходные” дни, месяцы и времена года;
  • четко знать фамилии и имена всех членов семьи, адрес места жительства.
Если будущий первоклассник чего-то не знает или возникли затруднения в каких-то моментах, то это лишь значит, что есть чему уделить особое внимание перед поступлением в школу.
Небольшой тест для проверки знаний, который позволит узнать готов ли ребенок к школе:
1. Назови свою фамилию, имя отчество.
2. Сколько тебе лет? Сколько было год назад? Сколько будет через год?
3. Какая фамилия, имя, отчество у твоих родителей?
4. Где ты живешь: страна, город, улица, номер дома и квартиры, этаж?
5. Днем обедаешь, а утром?
6. Сравни бабочку и самолет. Какие у них различия и что у них общее?
7. Хоккей, баскетбол, бокс, гимнастика – что это?
8. Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличается от круга?
9. Клен, каштан, ель, сосна – что это и какие у них отличия?
10. Назови диких и домашних животных. Чем они отличаются?
11. У лошади – жеребенок, а кто у коровы, собаки, курицы?
12. Какие птицы зимой улетают, а какие нет? Как они называются?
За правильный ответ начисляется один балл, за неправильный – ноль. Если ребенок набрал пять и более баллов, то с уверенностью можно сказать, что он внутренне подготовлен к школе. Вопросам, с которыми были затруднения, стоит уделить больше внимания.
Еще один вариант требований педагогов к знаниям и умениям будущего первоклашки:
Что должен уметь первоклассник:
Что должен уметь первоклассник
  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • уравнивать неравное число предметов разными способами (добавить и убавить);
  • выражать словами, какой предмет больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;
  • различать форму предметов, называть фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал;
  • делить фигуры на 2 и 4 равные части.
Ваш малыш должен знать и уметь:
  • выражать словами местонахождение предметов относительно других;
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • знать дни недели, порядок их следования;
  • знать и называть месяцы года;
  • понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • называть времена года;
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо...
  • различать и называть деревья по листьям или плодами;
  • держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • пользоваться глиной, пластилином;
  • правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинкам.
  • Необходимо, что бы ваш ребенок - имел представление о своей семье, профессиях своих родителей; правильно произносил все звуки родного языка; мог назвать: страну, в которой живет и ее столицу; флаг России; название родного города, села, свой адрес.
Физически подготовить ребенка к школьным занятиям тоже можно заранее - прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку; перебрасывать надувные мячи; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.
Прививайте малышу элементарные правила поведения еще до школы!
Дети должны:
  • первыми здороваться;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • не перебивать говорящего;
  • не вмешиваться в разговор старших;
  • соблюдать порядок, чистоту.
Необходимо передать ребенку начальные знания по поведению на дороге:
  • различать проезжую часть дороги, тротуар;
  • понимать значение сигналов светофора;
  • знать правила дорожного движения;
  • ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
  • не играть на проезжей части дороги.
Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:
Тест для родителей
1. Хочет ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?
4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?
5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет изменять существительные по числам?
8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
15. Знает названия диких и домашних животных?
16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» — помидоры, морковь, лук)?
17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.
Если их: 15-18 баллов — ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов — ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.
9 и менее баллов — необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.
А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка развития познания
  • Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память
  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
  • Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
  • В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах что они значат и т.п.?
Общая и психологическая готовность
Может ли ваш ребенок:
  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
  • Понимать смысл того, о чем ему читают?
  • Четко выговорить свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я человек, который многое может?
  • "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеетесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?    Что должен знать и уметь первоклассник
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?


                      Собираемся в школу. Список необходимых вещей.  

Выбираем ранец
  Самая важная вещь, с которой стоит начинать покупки к школе - ранец.
Тетрадь. Сейчас большой выбор тетрадей с яркими, красивыми обложками, которые так привлекают детей. Нельзя делать выбор только, исходя из этих критериев. Учителя говорят, что дети отвлекаются от учебного процесса, когда увлечённо рассматривают обложки и хвастаются ими.
От ярких тетрадей нужно отказаться в первую очередь тем родителям, ребенку которых трудно сосредоточиться на занятиях. Достаточно будет яркого интересного дневника. Настолько любимого, что жалко будет вырывать из него страницы и выбрасывать в окно, чтобы родители не заметили плохую оценку.
Если вы покупаете тетрадь в магазине, то можете быть уверены, что она соответствует всем российским стандартам, клетки не размыты и у них правильные размеры. Они не будут напрягать зрение ребёнка, что немаловажно.
Важнее всего в тетрадке не цвет обложки, а размер (для каждого предмета свой) и качество бумаги. Клеточки и линеечки должны быть достаточно яркими, но при этом желательно голубого, фиолетового или серого цвета, чтобы глаза не напрягались. Бывают тетради с разноцветными страницами. По словам производителей, это позволяет минимизировать зрительную нагрузку.
Особое внимание - толщине листа. Сквозь бумагу не должна просвечивать надпись на обратной стороне - вредно для глаз, да и выглядит неаккуратно.
Ослепительно белая, а также желтая или серая бумага тоже плохо влияют на зрение.  
Сейчас появилось много предметных тетрадей с полезной научной информацией на обложке. Особенным спросом пользуются математические, физические, химические формулы и таблица умножения. Ее регулярно освежают в памяти даже старшеклассники. Даты жизни великих писателей или полководцев не так востребованы. Значит, по литературе и истории можно выбрать просто красивую тетрадку.
Малыши четко знают: тетрадь по русскому - в линеечку, по математике - в клеточку. У старших не так однозначно. Если подростку приятнее писать на клетчатом листе, не спорьте: покупайте побольше тетрадей и блокнотов в клеточку. Возможно, таким образом ученик проявляет свою потребность в четких рамках.
Альбом для рисования. Альбомы бывают разные, самое главное отличие - это бумага. Она должна быть плотной и пригодной для рисования любыми средствами - и акварелью, и карандашами, и гуашью.
Ручка. Правильно подобранная ручка очень важна, особенно в первый год учёбы, когда идёт обучение письму и становление почерка. Как выбрать правильную ручку?
1. Ручка должна удобно лежать в руке.
2. Иметь прорезиненные вставки, или рифленую поверхность в месте прижатия пальцев.
3. Паста не должна пачкать лист бумаги, поэтому для письма в школе не стоит покупать гелевые ручки.
Карандаш. Малышам и детям, идущим в первый класс, лучше покупать простые карандаши. Стоимость простого карандаша может увеличиваться в зависимости от качеств изготовления. Карандаш подороже при падении сохранит грифель, а при заточке не крошится.
Собираемся в школу. Список необходимых вещей.Помимо перечисленных, к которым все уже привыкли, есть и другие виды карандашей. Сегментные - очень удобны, не требуют заточки. Но при работе с ними требуется аккуратность, поэтому их не советуют покупать первоклашкам, чьи функции мелкой моторики рук ещё не достаточно развиты. Старшеклассники и студенты предпочитают цанговые карандаши с очень тонким стержнем. Корпуса таких карандашей поражают своим многообразием. Любой может для себя что-то найти.
Цветные карандаши. При выборе таких карандашей нужно обращать внимание на мягкость. Чем мягче карандаш, тем лучше ребенку им рисовать. Хотелось бы уточнить, что существуют специальные пастельные карандаши, и требовать от них яркости невозможно, поэтому внимательно читайте название на упаковках, чтобы не попасть впросак.
Ластики лучше покупать импортного производства. Выбор огромен. Вы можете купить и мягкие и твёрдые.                                                     
Пеналы бывают разные: с наполнением и без него, мягкие и твёрдые, железные и пластмассовые, яркие и неприметные, с рисунками и без них. Выбирай на свой вкус. Но всё же лучше покупать твёрдые пеналы без наполнения. Тогда вы имеете возможность сами выбирать, чем их наполнить.
Клей. Выбор клея достаточно широк. Очень удобен клей ПВА с шариковым дозатором. Первоклашкам обычно покупают клей-карандаш. Во время приобретения обязательно смотрите, чтобы он не был подсохшим, попросите продавца проверить.
Корректор. До сих пор популярны корректоры-ручки. Наверное, уже ни один ученик не представляет, как можно без них обойтись. Существуют корректоры в виде ленты, но для работы с ними требуется определённая сноровка.
Линейки. Деревянные линейки ещё не вышли из употребления, они более пластичны и не смогут поранить ребёнка острыми осколками, если сломаются. Но у пластмассовых есть свои преимущества. Они очень яркие и красивые, да и точность делений у них лучше. Выбор всегда остаётся за вами.
Папки и обложки. Обложки для тетрадей и книг покупайте обязательно плотные, так вам не придётся их менять каждый месяц. Очень удобны пластиковые папки для тетрадей на кнопках. В них они не мнутся, ученик всегда знает, что все тетради в одном месте, не надо искать их по всему портфелю.
В данной статье рассмотрены самые популярные канцелярские принадлежности школьника. Для уточнения списка нужно обращаться в школу, в которую отправляется ваш ребенок.



                                         В школу с 6 лет.
   

Возможные предпосылки для отмены шестилетнего обучения в школе.
В школу с 6 летСоциальные противопоказания:
  • Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.
  • Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.
Психологические противопоказания:
  • Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая "не лучшие времена", полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.
  • Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок - не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в садике.
Медицинские противопоказания:
  • Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.


                        

                                

                  Первый раз в первый класс. Что можно посоветовать родителям?

Первый раз в первый класс. Что можно посоветовать родителям?            Отвечает главный специалист отдела общего образования Гроо Ольга Федоровна:
"Сегодня деятельность образовательных учреждений строго регламентирована нормативно-правовыми документами.
Главным документом, конечно, является Устав образовательного учреждения, который следует изучить, обратив особое внимание на:
- характеристику организации образовательного процесса (режим занятий, каникулярное время, форму и порядок промежуточной аттестации, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок оформления отношений со школой);
-права и обязанности участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);
- порядок управления образовательным учреждением, наличие в нём органа самоуправления (управляющий совет, попечительский совет общее собрание и др.) и его компетенции, разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения.
Говоря об общественных управляющих советах, надо сказать, что они имеют очень широкие полномочия по организации деятельности школы и контролю за работой администрации образовательного учреждения, поэтому попросите Положение о школьном органе общественного управления, поинтересуйтесь его деятельностью. Возможно, вы сами изъявите желание поработать в нем.
Очень важно чтобы родители знали, что согласно ст. 5 п. 3 Закона РФ "Об образовании" образование в школах у нас бесплатное "в пределах государственных образовательных стандартов".