Этот раздел посвящается особенным детям — детям, которых по самым разнообразным причинам называют именно так. Не важно, какой ребенок — одаренный или, наоборот, с ограниченным развитием, но он всегда будет особенным для других…
Дети — самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно — потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании.
Дети вундеркинды
Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. В то время как одаренные дети по своему развитию опережают средних по многим параметрам, их собственное развитие может быть неравномерным. Например, их умственное развитие (особенно речевое) часто гораздо превышает эмоционально-личностное. Поэтому взрослые не должны ставить перед одаренными детьми нереальные задачи в чувственной области, основываясь только на том, что они не по годам развиты умственно. В то же время учителям одаренных детей следует придерживаться индивидуального подхода к ним.
Многие столетия вундеркинды изумляли как ученых, так и обычных людей своими удивительными, а порой даже сверхъестественными способностями постигать вещи, выходящие за рамки понимания не только обычных людей, но даже самых образованных профессоров.
Но обычно за уникальные дарования детям приходится платить дорогую цену. Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой: они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Увы, нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, настолько их перегружают, не оставляя своим отпрыскам времени на простые радости детства, что это приводит как к телесным, так и к психическим недугам.
Доктор психологических наук профессор Диана Богоявленская считает: Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех закончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников на-гора… Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что многочасовыми изнурительными занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.
Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они, часто сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов. Не только для развития личности ребенка, но и для его дарования.
Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Очень часто бывает так, что вундеркинды растрачивают отпущенный богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у бывшего вундеркинда зачастую приводит к тяжелым травмам.
Родителям детей вундеркиндов (а попытаться определить, относится к ним ваш ребенок или нет, можно с помощью приведенного ниже теста), если они заботятся о ребенке, а не о своих корыстных интересах или тщеславии, стоит задуматься: лишать ли ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений?
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые распознаются в самом раннем возрасте, и долг родителей — заметить и развить скрытые способности и задатки. Вот тут-то и может оказать родителям услугу предлагаемый тест.
- Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста: самостоятельно — 7 очков, с помощью кого-то — 5 очков.
- Читает много книг, причем быстро — 2 очка.
- Сам или с чьей-то помощью заинтересовался словарями или энциклопедиями — 2 очка.
- Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении — 1 очко.
- Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше его — 2 очка.
- Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным — 2 очка.
- Задает много разных каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик — 2 очка.
- У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы — 1 очко.
- Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивое обобщение (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-то) — 2 очка.
- С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям — 1 очко.
- Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными делам — мытью полов, посуды, выполнению учебных упражнений, не требующих больших усилий — 1 очко.
- Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого—2 очка.
- Любит шутить и обладает чувством юмора — 2 очка.
- Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины — 2 очка.
- Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной смекалки — 2 очка.
- В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники— 1 очко.
- Предпочитает различные занятия, причем хочет делать все самостоятельно — 2 очка.
- Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами мироздания и всем, что касается праистории, то есть нашего изначального бытия — 2 очка.
- В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет свое мнение по многим вопросам — 2 очка.
- Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды, во всем ищет гармонию — 2 очка.
Вот и весь вопросник вашего вундеркинда, если он таковым является, а это зависит от того, сколько очков получится при подсчете.
Следует учесть, что объективность тестирования зависит от точных ответов на вопросы.
Подсчитайте очки. Если вы их набрали от 10 до 13 — это говорит о том, что ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, вам надо позаботиться о том, чтобы организовать его обучение и развить их.
Гиперактивный ребенок: что делать?
Все дети разные. По характеру, по способу мышления, по физической развитости и т.д. Когда рождается ребенок в семье, родителям всегда становится интересно, каким он будет, в кого он пойдет, на кого будет похож. Есть дети медлительные и быстрые, есть болтуны и молчуны, есть спокойные и непоседы. Именно о непоседах, или как сейчас модно говорить — гиперактивных детях, мы и поговорим.
Родителям, которым достался гиперактивный ребенок, зачастую приходится тратить много сил и времени, чтобы углядеть за таким чадом. Ведь стоит только отвернуться, и «все готово»! Что-нибудь, да и натворит обязательно. Разберет будильник, сломает игрушку, сорвет урок, получит двойку. Эта статья поможет родителям понять своего ребенка лучше, понять, почему он так делает.
Мы не стараемся понять почему, например дети спокойные, ведут себя всегда хорошо, потому, что это нормальное поведение. Но кто сказал, что поведение гиперактивного ребенка ненормально? Родители сразу задаются вопросом: Что делать, чтобы ребенок стал спокойнее? Может показаться врачу? С одной стороны, понятно, замучились бегать по пятам и смотреть, чтобы чего не натворил, чтобы опять не стукнулся, чтобы не вляпался куда-нибудь. Но с другой стороны, понять ребенка-непоседу тоже можно. У него есть необходимость удовлетворить свое любопытство. И чем больше ему говорят «нельзя», «не трогай», чем больше ограничивают его действия, тем больше ему хочется сделать именно это. Как говорится: «запретный плод сладок!» Вспомните стихи Григория Остера «Вредные советы», я бы сказала, что это стихи не только для детей, но в первую очередь для родителей. Они позволяют понять, почему гиперактивный ребенок ведет себя совсем наоборот.
Итак, что же делать для того, чтобы успокоить гиперактивного ребенка?
В первую очередь, важно обратить особое внимание на самого ребенка. Конечно, есть немало случаев, когда действительно можно и даже нужно обратиться к психологу, невропатологу за помощью. Но от родителей тоже немало зависит. Понаблюдайте за ребенком:
- не в меру болтлив или разговорчив?
- часто нуждается в физической разрядке (нужно ему попрыгать, побегать)?
- неусидчив, может ли спокойно проводить свободное время, например за тихими играми?
- часто ли вмешивается в разговоры взрослых, перебивает?
- плохо засыпает?
- внимателен ли?
Если ваш ребенок такой, как описано выше, то не стоит опускать руки. Ведь внимание и усидчивость можно развивать, точно так же как и физическую силу. Нужно больше проводить с ребенком времени, уделять ему внимание, выслушивать его. Играть с ним обязательно. Но не доводить дело до абсурда, иногда нужно проигнорировать некоторые поступки или высказывания, кое, где применять не только «пряник», но и про «кнут» не забывать.
Часто приходится выслушивать от воспитателей и учителей, что им трудно вести занятия, потому что приходится постоянно следить за поведением ребенка. Но он вовсе не виноват в том, что он такой «живчик». Он ведь не стремится специально напакостить, огорчить маму, сорвать занятие, получить травму. Мы взрослые просто не стараемся понять его, такого «живого», и начинаем дергать дите по поводу и без повода, уже вырабатывается привычка, а потом и вовсе не замечаем что сами провоцируем такие ситуации. И из ребенка может вырасти шалопай и лоботряс, хотя можно было все предотвратить.
Хорошо, если ваш ребенок занимается спортом. Эти занятия будут способствовать выходу энергии малыша, и кроме того развивают его физическую подготовку, способствуют дисциплинированности. Можно посоветовать плавание, волейбол, футбол. Время, когда ваш ребенок будет на тренировке, даст вам возможность немножко отдохнуть.
Перед сном желательно исключить просмотр телевизора и подвижные игры, создать дома уютную и спокойную обстановку. Способствовать успокоению может вечерняя прогулка на улице, массаж, спокойная музыка. Можете на ночь прочитать его любимую детскую сказку, посмотреть иллюстрированный журнал, энциклопедию в картинках.
Одним из средств для успокоения гиперактивного ребенка является прием успокоительных вечерних ванн. Наборы для приготовления таких ванн продают в аптеках. Наиболее безопасные наборы включают в себя шишки хмеля, экстракты хвойных пород деревьев. Для подготовки ванны достаточно 0,5 литра крепкого отвара из такого набора. Другие успокаивающие ванны, например, из пустырника или нерво-хеля, нужно принимать с осторожностью. но в любом случае, неплохо будет перед приемом ванн проконсультироваться с врачом.
Если у вашего малыша есть психоэмоциональные проблемы, ни в коем случае не давите на ребенка физически или психологически. Воспитание гиперактивного ребенка требует от вас терпения и умения реагировать на его поведение.
Взрослые, старайтесь понимать своих детей! Можно чаще ставить себя на место ребенка, и понять, почему он так поступил, ведь у каждого поступка, сказанного слова есть своя причина.
Дети индиго
В наш век стремительного технического прогресса, не стоит удивляться факту появления в обществе нового поколения детей. Мир кардинально меняется, высокие технологии опережают друг друга со скоростью света, и человеку приходится успевать жить в ногу со временем.
В действительности, современные дети сами по себе уже сильно отличаются от детей предыдущего поколения. У них новые интересы, абсолютно другие заботы, стиль общения и жизненные приоритеты. Большинство из них в суете материального мира забывают о духовных ценностях, о помощи и любви к ближнему. Большинство, но только не дитя индиго.
Нестандартные дети, «дити индиго», малыши третьего тысячелетия, — так сегодня называют детей, которые приходят в этот мир со своей особой жизненной позицией. Таланты детей индиго, их намерения отчетливо проявляются уже с самого рождения — ребенок отличается совсем недетской мудростью и завидным упорством в достижении поставленных целей. Дитя индиго, это не просто ребенок с необычной темно-синей аурой цвета «индиго». Имея в своем разуме множество даров и талантов, дети индиго стремятся исполнить свое истинное предназначение на этой земле, подсказать и помочь близким и дорогим ему людям, которые в свою очередь пугаются нестандартного поведения и мыслей своего драгоценного чада.
Действительно, особенным детям, которыми являются дети индиго, нелегко расти и набираться жизненного опыта рядом с обычными взрослыми. Ведь далеко не каждый родитель способен вовремя разглядеть и направить в нужное русло уникальность поведения, высокоразумность и одаренность своего ребенка. Чаще всего, «нечто нестандартное» в поведении или взглядах ребенка индиго, списывается на безнравственное современное воспитание, избалованность или генетическую предрасположенность.
Но дети индиго действительно существуют, а наукой ежедневно изучаются феноменальные способности таких малышей. Пророчество, ясновидение, предвидение, повышенная интуиция, чтение мыслей на расстоянии — и это далеко не все «одаренности», которыми обладают дети индиго с самого рождения.
Для достижения взаимопонимания с подобными детьми, родители и учителя, которые ежедневно взаимодействуют с ними, должны пересмотреть стандартные методы воспитания, попытаться найти к ним уникальный подход и настроить отношения на взаимное доверие и откровенность. Дети индиго для своих лет всегда слишком умны и развиты чтобы подчиняться существующим стереотипам поведения. Многие родители списывают неадекватность поведения и умышленное непослушание на болезненность или «проблемность» ребенка, которые присущи как старому, так и новому поколению детей. В итоге болезненную реакцию и детский бунт провоцируют сами взрослые, потому что не принимают его «настоящим», а он лишь отстаивает право быть самим собой.
Дети индиго уже с пеленок знают, что такое хорошо и что плохо, не нуждаются в сторонней дисциплине своих родителей, потому что моральные ценности в них заложены еще до рождения. Ребенок индиго ощущает себя наравне со взрослыми, поэтому всякое непризнание близкими людьми его взрослости и разумности глубоко ранит и оскорбляет его душу. Задача родителей детей индиго — быть рядом со своим малышом, создавать безопасное окружение для исследования и познания мира, наблюдать и направлять, по возможности не вмешиваясь и, не навязывая ему свою точку зрения.
Теория «чистого листа», на котором можно нарисовать что угодно, или история с пластилином, из которого, словно из только что появившегося на свет младенца, можно вылепить все, что заблагорассудится взрослому, к детям индиго явно не подходит. Такие дети рождаются заранее хорошо сформированными личностями, их практически невозможно перевоспитать обвинениям и замечаниями. Но существует несколько простых правил, которые помогут родителям найти заветную дорожку к сердцу особенного ребенка:
- не заставляйте, а помогайте ребенку в приобретении им собственного опыта;
- предоставьте малышу свободу выбора и действия, спокойно обговорив с ним ситуацию или поступок;
- общайтесь на равных c детьми индиго;
- будьте честны с малышом, не давайте ему возможность и право на ответную ложь;
- верьте в силы малыша и говорите ему об этом;
- не позволяйте скучать и бездействовать его талантам. Развивайте способности малыша в играх и общении с ним;
- обеспечьте своему чаду постоянную безопасность и поддержку.
Самый действенный и успешный способ общения с детьми индиго — находиться рядом с ними, бережно передавая свои знания, свой опыт. И главное, помнить, что нет на земле большей ценности, чем наши дети. Ведь в наших силах творить настоящее, а в руках детей — светлое будущее.
Дети с особенными потребностями. Чем помочь малышу?
Ошибка природы, наследственность, генетическая предрасположенность или родовая травма.. Мать не ощущает разницы в терминологии и диагнозах врачей, когда долгожданный малыш, едва появившись на свет, преданно смотрит ей в глаза, словно вопрошая: Мама, ну что со мной не так? Почему я не такой как все?..
Особенный ребенок может родиться в абсолютно благополучной семье, в результате удачных родов и девяти безоблачных месяцев ожидания. От этого не застрахована ни одна мать, и чаще всего видимых причин, объясняющих появление на свет неполноценного малыша, не находится даже у врачей.
Нередко серьезные отклонения в развитии и функциональные расстройства здоровья звучат как приговор для малыша и становятся непреодолимым барьером в общении со здоровыми детьми. Конечно, в определенный период развития малыша будут проявляться разного рода запаздывания и отклонения от норм и привычных стандартов. Но отчаиваться нельзя, детки обязательно будут улыбаться, и разговаривать, сделают свои первые шаги и у них появятся друзья и увлечения. В современной медицине и педагогике к таким детям уже разработали особый подход, основанный на создании специальных условий для жизни и использовании подходящих методов обучения и воспитания. Специалисты-дефектологи стараются в самые ранние сроки выявить, распознать и провести своевременную диагностику нарушений развития ребенка. По результатам данных исследований, неполноценные дети направляются в коррекционные центры и специализированные группы с уклоном на конкретное заболевание или отклонение в здоровье и развитии ребенка.
Общаясь с неполноценным в развитии ребенком, не забывайте о том, что он личность и имеет все шансы стать полноправным членом общества. Обнаружив у ребенка ярко выраженные одаренности в тех или иных областях знаний, направляйте его действия на совершенствование способностей, которые помогут ему в будущем. С малых лет приобщайте малыша к искусству: учитывая возможности и пожелания ребенка, запишите его в различные секции и кружки, в художественную или музыкальную школу, танцкласс или на курсы кройки и шитья. Парадокс, но именно из таких детей в будущем вырастают настоящие профессионалы, истинные знатоки своего дела.
Лучшим средством для обучения детей, имеющих отклонения в развитии, является игры со взрослыми. Создавая развивающую и игровую обстановку, выбирайте для занятий и игр время, когда малыш сыт, доволен и настроен на общение. Не планируйте сразу несколько обучающих задач на одно занятие, и всегда искренне хвалите малыша, радуясь даже самым маленьким успехам. Запаситесь терпением, и очень скоро ребенок научится выполнять задание с вашей помощью, а потом и самостоятельно.
С самого рождения особенного ребенка следует обратить внимание на его речевое развитие. Общайтесь с ребенком, рассказывая ему обо всем, что вы делаете, четко называйте свои действия, предметы окружающей среды, задавайте вопросы и сами отвечайте на них, глядя малышу в глаза. Избегайте «сюсюканья», проговаривайте слова по несколько раз, вкладывая в свою речь эмоции, изменяя голосовые оттенки, вызывая ответную реакцию малыша в виде смеха, улыбки, протягивания ручек. Эмоциональные беседы, мимический массаж и пальчиковая гимнастика в тысячи раз повышают шансы на успешную правильную речь и умственное развитие ребенка.
Вместе с лечебных педагогом и массажистом, следует выстроить программу физического развития ребенка, с особой осмотрительностью подбирая комплексы упражнений и степень нагрузки на малыша. Ежедневно в одно и то же время необходимо заниматься с малышом, отслеживая динамику и результаты, постепенно усложняя и добавляя новые задачи.
Длительный сон, правильное питание, ежедневные прогулки и совместные путешествия к морю также способствуют всестороннему развитию особенного ребенка.
И помните, детки ничего не знают о своей непохожести на других, пока кто-то не расскажет им. Но наша вера и внутреннее спокойствие, дают им силы жить и познавать этот мир.
Дети с синдромом Дауна
«Мне очень жаль, но у вашего ребенка синдром Дауна», — эти слова врача для большинства родителей, надеявшихся на умственно-полноценного ребенка, произносятся как приговор. Им кажется, что это страшный сон, от которого с нетерпением хочется проснуться.
Давайте определим, что же такое синдром Дауна? Проще говоря — это редкое врожденное генетическое заболевание. По статистическим данным, примерно один ребенок из тысячи появляется на свет с синдромом Дауна. Эти дети имеют в различной степени ослабленную способность развития. Как правило, дети с синдромом Дауна отстает от сверстников в умственном и физическом развитии.
Насколько это нарушение связано с дальнейшим развитием ребенка? По сути, вердикт о неспособности обучаться характеризует лишь то, что ребенок с ограниченными умственными способностями значительно медленнее осваивает новый учебный материал, нормы и правила общественного поведения. Но так ли это плохо? По сути, каждый человек обладает своими достоинствами и недостатками. Многие дети легко усваивают новый материал, благодаря чему быстро становятся полноценными членными общества.
Появление генетических заболеваний, подобно этому, предотвратить невозможно, как до беременности, так и во время нее.
Однако ребенок с синдромом Дауна имеет и положительные черты. Давайте рассмотрим это подробнее. Итак, что могут сделать родители, чтобы помочь в саморазвитии ребенку с синдромом Дауна?
Залог успешного воспитания этих детей — любовь и ласка! По сути, дети с синдромом Дауна такие же нормальные люди, как и другие. И его развитие, так же как и развитие всех детей, зависит от внимания родителей, достойного образования и воспитания. Играйте с ребенком, увлекайте его интересными делами и, конечно же, как можно раньше начните заниматься с ребенком по специальными обучающим методикам, лучше всего начните это делать сразу же после рождения ребенка. Развивающие занятия должны включать в себя физиотерапию, навыков по развитию и формированию речи, оказание моральной поддержке самому ребенку и членам его семьи.
Конечно же, в большинстве случаев дети с синдромом Дауна отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Скажем, многих из них произносят первые слова в 3-4 года. Если дети не в состоянии что-либо рассказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, то они делают это своим криком, или показывают своим внешним поведением. Поэтому, родители должны учить таких детей и навыкам использования при общении жестов, мимики и наглядных пособий. Благодаря этому подрастающий ребенок сможет показать самые необходимые слова: «пить», «есть», «спать», «достаточно».
С каждым годом, все больше детей с синдромом Дауна учатся в обычных школах, общаясь на равных с другими детьми, с родными сестрами и братьями. Несмотря на то, для таких детей обучение в школе дается нелегко, дружеское общение со своими одноклассниками вносит весомый вклад в развитии ребенка и помогает многим из них стать более самостоятельными. А это позитивно сказывается на их дальнейшем развитии.